Как отличить влияние от манипуляции

Назвать кого-то манипулятором – значит раскритиковать характер этого человека.

Сказать, что вами манипулировали,– значит пожаловаться на плохое обращение. В лучшем случае манипуляция изворотлива, в худшем – совершенно аморальна. Но почему? Что с ней не так? Люди постоянно влияют друг на друга множеством разных способов, но что именно отличает манипуляцию от других влияний и что делает ее аморальной?  

Что отличает манипуляцию от других влияний и что делает ее аморальной

Мы постоянно подвергаемся попыткам манипуляции – вот лишь несколько примеров. Газлайтинг побуждает усомниться в собственном суждении и вместо этого положиться на совет манипулятора. Навязывание вины заставляет чувствовать себя чрезмерно виноватым из-за того, что человек не сделал чего-то, что хочет манипулятор. Атака очарования и давление побуждают настолько заботиться о получении одобрения со стороны манипулятора, что человек будет готов сделать все, что тот пожелает.

Реклама тоже манипулирует, побуждает формировать ложные убеждения, например когда нас заставляют поверить в то, что жареный цыпленок – это здоровая пища, или создают ложные ассоциации вроде той, что сигареты Marlboro связаны с суровой маскулинной энергией.

Фишинг и другие виды мошенничества манипулируют своими жертвами, используя обманные комбинации (от прямой лжи до подделки телефонных номеров или URL-адресов) и игру на таких эмоциях, как жадность, страх или сочувствие. Есть и более прямая манипуляция, самый известный пример которой, возможно, – это Яго, который манипулирует Отелло, чтобы вызвать сомнение в верности Дездемоны, играет на его неуверенности, чтобы породить ревность, и доводит до ярости, которая в итоге приводит Отелло к убийству возлюбленной.

Всем этим примерам манипуляции свойственно сопутствующее ощущение безнравственности. Что же у них общего?

Возможно, манипуляция – это плохо, потому что она вредит человеку, которым манипулируют? Действительно, манипуляция вредит достаточно часто.В случае успеха манипулятивная реклама сигарет способствует появлению болезней и смерти, манипулятивный фишинг и другие виды мошенничества способствуют краже личных данных и средств, манипулятивная социальная тактика может поддерживать оскорбительные или нездоровые отношения, а политическая манипуляция может вызвать раскол в обществе и ослабить демократию. Но манипуляция вредна не всегда.

Предположим, Эми только что ушла от жестокого, но верного ей партнера, и в момент слабости у нее возник соблазн вернуться. А теперь представьте, что друзья Эми используют те же приемы, которые Яго использовал с Отелло: манипулируют Эми, заставляя ее (ложно) поверить, что ее бывший партнер был не только абьюзером, но и изменщиком. Если эта манипуляция сдерживает Эми от возвращения к партнеру, возможно, она будет лучше чувствовать себя именно в этой ситуации, а не в той, где ее друзья не манипулировали бы ею.

Тем не менее многим этот эпизод все еще может показаться морально неприемлемым. Интуитивно понятно, что с моральной точки зрения ее друзьям было бы лучше использовать неманипулятивные средства, чтобы помочь Эми избежать воссоединения с партнером. Даже если манипуляция помогает, а не вредит человеку, которым манипулируют, что-то в ней все еще остается сомнительным с моральной точки зрения.

Следовательно, наносимый вред не может быть причиной, по которой мы маркируем манипуляцию как что-то неправильное.

Возможно, манипуляция неправильна, потому что в ней используются методы, которые по самой своей сути являются аморальными способами обращения с другими людьми? Эта мысль может быть особенно привлекательной для тех, кто вдохновлен идеей Иммануила Канта, согласно которой мораль требует, чтобы мы относились друг к другу как к разумным существам, а не просто как к объектам. Возможно, единственный правильный способ влиять на поведение других разумных существ – это рациональное убеждение, и, следовательно, любая форма влияния, помимо него, морально неприемлема. Но при всей своей привлекательности эта теория также не оправдывает ожиданий, поскольку она осуждает многие формы влияния, которые морально безвредны.

Например, большая часть манипуляций Яго заключается в обращении к эмоциям Отелло. Но эмоциональные призывы не всегда манипулятивны. Моральное убеждение часто взывает к сочувствию или пытается сделать так, чтобы мы представили, каково было бы нам самим, если бы другие поступали с нами так же, как мы поступаем с ними. Точно так же не похожи на манипуляцию попытки заставить другого начать бояться чего-то действительно опасного, почувствовать вину за что-то действительно аморальное или почувствовать разумный уровень уверенности в своих способностях. Даже предложение усомниться в собственном суждении может не быть манипулятивным в ситуациях, когда для этого есть действительно веская причина (опьянение или сильные эмоции).

Не всякая форма нерационального влияния выглядит манипулятивной

Таким образом, оказывается, что наше представление о том, является ли влияние манипулятивным, зависит от того, как оно используется. Действия Яго манипулятивны и ошибочны, потому что они призваны заставить Отелло думать и чувствовать неправильные вещи. Яго знает, что у Отелло нет причин для ревности, но он все равно заставляет его ревновать. Это эмоциональный аналог обмана, который Яго также практикует, когда подстраивает все таким образом (вспомним оброненный носовой платок), чтобы заставить Отелло сформировать ложные убеждения.

Манипулятивный газлайтингвозникает тогда, когда манипулятор обманом заставляет другого не доверять тому, что считается здравым суждением. И наоборот: когда вы советуете сердитому другу избегать поспешных выводов и подождать до тех пор, когда он остынет, вы не предпринимаете манипулятивных действий, если при этом знаете, что суждение вашего друга действительно может быть временно необоснованным. Когда мошенник пытается заставить вас сочувствовать несуществующему нигерийскому принцу, он действует манипулятивно, потому что знает, что было бы ошибкой сочувствовать тому, кого не существует. Однако искренний призыв к сочувствию реальным людям, страдающим от незаслуженных бед, – это скорее моральное убеждение, чем манипуляция.

Когда партнер пытается заставить вас почувствовать себя виноватым за то, что вы подозреваете его в неверности, о которой вам известно, он действует манипулятивно, потому что пытается вызвать неуместное чувство вины. Но когда друг заставляет вас чувствовать вину за то, что вы бросили его в час сильной нужды, это не кажется манипулятивным.

То, что делает влияние манипулятивным, и то, что делает его неправильным, – это ровно одно и то же: манипулятор пытается заставить кого-то принять то, что сам манипулятор считает неуместным убеждением, эмоцией или психическим состоянием. Таким образом, манипуляция похожа на ложь. 

В обоих случаях цель состоит в том, чтобы заставить другого человека совершить ошибку. Лжец пытается заставить вас принять ложное убеждение. Манипулятор тоже может это сделать, но он также может попытаться заставить вас почувствовать неуместную (или же неадекватно сильную/слабую) эмоцию, придать слишком большое значение неправильным вещам (например, чужому одобрению) или усомниться в чем-то (например, в вашем собственном суждении или верности вашего возлюбленного).

Различие между манипуляцией и неманипулятивным влиянием зависит от того, пытается ли один человек заставить другого совершить ошибку в том, что он думает, чувствует, в чем сомневается или на что обращает внимание.

Для людей как вида характерно влиять друг на друга разными способами, помимо чисто рационального убеждения. Иногда эти влияния улучшают ситуацию принятия решения другим человеком, заставляя его верить, сомневаться, чувствовать или обращать внимание на правильные вещи; иногда они ухудшают процесс принятия решений, заставляя верить, сомневаться, чувствовать или обращать внимание на то, что неправильно. Но манипуляция предполагает преднамеренное использование таких влияний, чтобы помешать человеку принять правильное решение, – в этом вся суть ее безнравственности.

Подобное представление о манипуляции позволяет нам понять, как ее распознавать. При выявлении манипуляции имеет значение не то, какое влияние используется, а то, используется ли это влияние, чтобы поставить другого человека в лучшее или худшее положение. То есть, если мы хотим распознать манипуляцию, мы должны смотреть не на форму влияния, а на намерение человека, который ее использует.